Новости

Стоимость бензина на бирже почти достигла максимума уровня 2018 года

Биржевая стоимость АИ-95 приблизилась к максимуму за всю историю торгов на СПбМТСБ, который был достигнут во время кризиса 2018 года. Цены на топливо растут вслед за мировыми нефтяными котировками, а независимые АЗС продолжают жаловаться на диспаритет цен.

Уже второй отпускной сезон из-за коронавируса в России повышенный спрос на топливо вместо сезонного падения. Его рост, а также отсутствие решения по сделке ОПЕК+ о наращивании мировой нефтедобычи в августе, провоцируют и рост биржевой стоимости бензина, пишет «Коммерсантъ».

Цены на АИ-95 и АИ-92 на бирже СПбМТСБ выросли 7 июля на 0,76%, до 58,9 тысячи рублей и 55,5 тысячи рублей за тонну соответственно. Оптовые цены на топливо растут в период отпускного сезона на фоне увеличения мировых нефтяных котировок, на которые оказывает давление неопределённость в сроках принятия решения ОПЕК+ по наращиванию добычи с августа. Кроме того, решение по увеличению добычи ОПЕК+ позволило бы увеличить переработку нефти для насыщения предложения.

Котировки АИ-92 бьют рекорды, а в случае АИ-95 биржевые цены уже близки к историческому максимуму 2018 года. Тогда правительство сначала решило вручную регулировать цены на топливо, но в результате введения демпфера отказалось от такого подхода. Демпфер частично покрывает разницу между внутренней оптовой и экспортной ценой за счёт бюджета, чтобы даже при высоких экспортных ценах нефтекомпании поставляли топливо внутри РФ и не слишком поднимали цены.

В Минэнерго сообщили, что совместно с ФАС продолжают мониторинг состояния рынка нефтепродуктов, а также влияния на него мер правительства для сохранения достаточного и стабильного топливообеспечения и доступных цен для потребителей.

«Несмотря на растущую динамику спроса на топливо на внутреннем рынке в летний период и сохраняющиеся ограничения по авиасообщению, по итогам июня и первой недели июля Минэнерго отмечает стабильную динамику розничных цен на бензин, не превышающую инфляцию, – сообщили в министерстве, добавив, что производство топлива постепенно растёт и «находится выше уровня потребления». Демпферный механизм, по мнению Минэнерго, работает стабильно, и его дополнительная корректировка не прорабатывается. Отметим, что такой оптимизм не касается Приморья, где рост цен уже превысил инфляцию.

Резкое увеличение оптовых цен на топливо должно приводить к подорожанию топлива на заправках, однако регуляторы требуют, чтобы рост розничных цен не превышал уровень инфляции. К концу июня, по данным Росстата, цены на бензин в среднем увеличились на 4,4% при инфляции в 4,2%. Такой подход приводит к убыточности розничного бизнеса как у нефтекомпаний, так и у независимых игроков. Однако последние, в отличие от нефтекомпаний, не имеют иного существенного источника доходов. На этом фоне правительство в июне уже задумалось об ограничении цен на топливо в мелком опте, как это происходило во время кризиса 2018 года.

Российский топливный союз (РТС, объединяет независимые сети АЗС) в письме к премьеру Михаилу Мишустину сообщает, что с середины декабря 2020 года биржевые цены на АИ-92 и АИ-95 выросли на 25,6% и 29,7%, а розничные – лишь на 4,6-4,9%.

«Резкий рост оптовых цен, в разы превысивший уровень текущей инфляции, в условиях ограничения роста розничных цен индексом инфляции привёл к длительному периоду работы розничных операторов в убыток, риску банкротства и закрытию независимых сетей. В последнее время сформировалась устойчивая тенденция к снижению числа независимых АЗС, ликвидные объекты переходят в собственность нефтяных компаний. Есть регионы, где АЗС независимых трейдеров просто закрываются, что приводит к снижению конкуренции, потере рабочих мест и росту социальной напряжённости, а также препятствует развитию отрасли», – говорится в письме главы РТС Евгения Аркуши.

Евгений Аркуша, комментируя Интерфаксу предложения союза, отмечает, что в Дальневосточном регионе сложилась самая тяжёлая ситуация с ценообразованием.

«Там цены на АЗС независимой розницы на 4-5 рублей выше, чем цены вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Единственный фактор, который может помочь при ценообразовании в ДФО, – это субсидирование железнодорожных тарифов при перевозке нефтепродуктов, но эта проблема не решается уже два года. Второй момент, который хотелось бы подчеркнуть, это предложение нефтепродуктов на бирже – оно сейчас снижается, хотя спрос растёт. В этой ситуации остро необходимо решить вопрос об увеличении нормативов и, конечно, устранении покупок нефтяными компаниями на бирже в основную сессию прямо или через третьих лиц».

РТС отмечает, что регуляторы принимают меры на топливном рынке страны (растут производство и отгрузки топлива на внутренний рынок, незначительно увеличены нормативы обязательных продаж на бирже, внесены корректировки в демпфирующий механизм по бензинам и т. д.). Однако этих мер оказалось недостаточно, и ситуация с ценообразованием продолжает ухудшаться.

РТС в числе дальнейших мер полагает необходимым увеличение нормативов биржевых продаж минимум до 15% по бензинам и до 10% по дизельному топливу от объёма производства; устранение покупок товара в основную торговую сессию нефтяными компаниями и аффилированными с ними лицами непосредственно или через третьих лиц; исполнение поручения правительства РФ, данное почти два года назад. 

Напомним, в 2018 году стали резко расти оптовые цены на топливо, а вслед за ними – и розничные. Тогда для того, чтобы не допустить ценового и социального взрыва, дважды снижали акцизы и разработали механизм демпфера, который в этом году пришлось корректировать.

Источник

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть